ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ

 г. Санкт-Петербург.
 Промзона Парнас,
 1-й Верхний пер., д. 12 Б

  пр. Энгельса, д. 163 А

   +7 (901) 316 63 93

форма обратной связи

Главная » СТАТЬИ О КАМНЕ » "ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ В АРХИТЕКТУРЕ И УБРАНСТВЕ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА"

Природный камень в архитектуре и убранстве Санкт - Петербурга


   Дворцовая площадьНаш город, Санкт-Петербург, неразрывно связан с натуральным (природным) камнем не только исторически, природно-климатически, но даже  топонимически.  В переводе с греческого языка Петр – утес, каменная глыба. Город святого Петра - Санкт-Петербург, созданный на влажных, болотистых территориях, для того чтобы сохраниться в веках, был просто обречен быть облаченным в камень. Архитектурно-исторический центр города застроен зданиями и сооружениями, в облицовке и декорировании которых использованы природные камни.
  При мощении улиц и площадей Санкт-Петербурга, натуральные камни использовались в виде
гранитной брусчатки. Примерами могут послужить Дворцовая площадь, дворы  Петропавловской крепости.
Самым распространенным натуральным камнем в убранстве  Санкт-Петербурга является гранит, широко используются: 
известняк, песчаник, мрамор. Встречаются: сланцы, доломиты, травертины, габбро, лабрадориты.
  Прочные, влаго- и морозоустойчивые 
природные (натуральные) камни надежно защищают здания от воздействия  атмосферных осадков, обеспечивая красоту строений на многие десятилетия. Кроме практической пользы натуральные камни выполняют  важную архитектурно-декоративную функцию. Цвет и природный рисунок камня  лучше всего  проявляются в изделиях и деталях с хорошо полированными поверхностями. Внешний вид каждого камня можно изучать на примере  городских зданий и памятников. Натуральные камни использованы  при облицовке стен нижних этажей,  фасадов городских зданий. Из природных камней сделаны: пандусы, ступени,  цоколи, колоны, наличники окон, пилястры, балконы, архитектурные детали- эркеры, карнизы  многих зданий и сооружений Санкт-Петербурга.
  Ограда Аничкова дворцаНа хорошо  отполированных поверхностях  облицовочных плит и блоков из гранитов четко прорисовываются округлые, угловато-округлые и угловатые относительно крупные вкрапления розовато-серого полевого шпата, микролина. Они равномерно рассеяны в мелкозернистой массе гранита, а эта масса сложена  серыми призмочками  полевого шпата (плагиоклаза), серо-черными зернами кварца, черными чешуйками   биотита и мельчайшими черно-зелеными шестиками роговой обманки. Самыми известными для горожан и гостей Петербурга примерами применения гранита являются легендарные гранитные набережные, Александрийская колонна, Исаакиевский собор. Гранит использовался  в  облицовке цоколя Инженерного замка. Отполированные фигуры атлантов у входа в Новый Эрмитаж, гермы на стенах этого же здания, колонны Иорданской лестницы Зимнего дворца и двадцатиколонный зал на первом этаже Нового Эрмитажа - все это примеры использования гранита.
  Причудливый  рисунок
природного камня создавался  постепенно, в ходе длительных геологический процессов. К примеру, если всмотреться в рисунок облицовочных плит на доме 43 по Лиговскому проспекту, то можно разглядеть семь геологических процессов, сформировавших рисунок гранита этих плит.
  ТЮЗУникальным декоративным натуральным камнем является мрамор. В зависимости от месторождения  мраморы  бывают разнообразных цветов и рисунков. Доломитовые, часто с кварцем породы, полосчатые, брекчированные (т.е. состоящие из сцементированных угловатых обломков), с поздними  бесцветными жилками кальцита, мраморы – одни из лучших натуральных камней для архитектурного декорирования.
В каменном убранстве главных улиц нашего города  важное место занимают известняки. Их цвет обычно либо серый,  обусловленный распыленной в породе примесью углеродистого вещества, либо желтый из-за присутствия в ней природных железных охр- гидроксидов железа.
Известняки также имеют розовый цвет, его придают мельчайшие, пылевидные включения вишнево-красного минерального пигмента-гематита. Эти вещества и минералы и обусловливают окраску серых, желто-серых, иногда  чуть розоватых  известняков. Разнообразие применяемых известняков радует глаз. Особенно выделяется путиловский камень. Это явно слоистый доломитовый  глинистый известняк с многочисленными одиночными мелкими включениями и скоплениями в виде гнезд и линз зеленых и синевато-зеленых зерен минерала глауконита- гидросиликата сложного состава с большим, но неравномерным  содержанием в нем двух – и трехвалентного железа. Примесь этого минерала является естественным пигментом путиловского камня, обуславливая зеленоватый оттенок и пятнистость окраски известняка.
 Казанский собор Камень, добывавшийся в известняковых карьерах под Гатчиной, хорошо виден в цоколе здания (д.9 по ул. Маяковского). Карниз цоколя выложен горизонтально расположенными плитами известняка; в них отчетливо проступает слоистость камня, так как глинистые прослои выветриваются легче и вышелушеваются из плит. От карниза до тротуара цоколь облицован очень плотно подогнанными друг к другу  вертикально стоящими плитами. Они в основном  ровно окрашенные, то серые, то желтые, то розовые, то лиловые. А некоторые плиты имеют  сложный колористический рисунок. Часть из них пятнистая, часть словно ячеистая, узор отдельных плит напоминает сплетение трещин такыра - усохшей растрескавшейся глины. Все это  говорит о том, что поверхности напластования слоев известняка не были ровными и несли на себе следы подводной ряби, ямки размыва, трещины; теперь же в срезе (т.е. в одной плоскости) камень приобретает причудливый рисунок окраски.
  В старых зданиях и других городских сооружениях плиты описываемых известняков  лежат горизонтально, поскольку, легко выветриваясь по слоистости камня, они быстро разрушались бы, если бы ставились вертикально. Исключения из такого приема использования известняка раньше были единичными, они сопровождались особо тщательной подборкой плит и их бережным  перекрытием горизонтальными плитами для того, чтобы вода не попала между слоями. В настоящее время  это старое правило облицовки забыто, хотя подобный камень теперь вновь  добывается в Ленинградской области.
 Памятник Николаю I Пудостский 
известняк- это желтоватый камень, называвшийся также травертином, или известняковым туфом. Встречались две разновидности камня: очень пористый «фигурный» туф, применявшийся главным образом для облицовки гротов, искусственных скал и тому подобных парковых украшений, и плотный туф. Этим туфом облицованы, в частности,  фасады, а из его блоков сложены колонны Казанского собора. Из него же изваяны некоторые скульптуры, например, установленные  по обеим сторонам главной арки Адмиралтейства «Морские нимфы, поддерживающие небесную и земную сферы». Для пудостского камня характерно то, что пока известняк находился в своем естественном залегании, он легко резался ножом и обычной пилой, но, извлеченный  на поверхность, он начинал твердеть, и его прочность увеличивалась тем больше, чем дольше он лежал на воздухе. Поэтому пудостский известняк легко обрабатывался, а затем по прочности не уступал мрамору. Пудостские каменоломни известкового туфа давно исчерпаны,  но замены им для реставрации старинных сооружений и скульптур пока найти не удается.
 
Песчаники - баденские, бременские, радомские- в отличие от гранитов, гнейсов, многих мраморов характеризуются весьма равномерной и почти всегда однородной окраской. Как  правило, это мелкозернистые породы с размером зерен от сотых долей до1-2 мм; они состоят из обломков, песчинок кварца, полевых шпатов, слюд, глинистых минералов, сцементированных глинистым, кальцитовым, кремнистым или другим тонкодисперсным материалом. Цвет песчаников разнообразный: белый, серый, желтый, зеленый, коричневый, красный, малиновый со всевозможными переходными оттенками. В большинстве случаев окраска обусловлена мельчайшими включениями цветных минералов. Если пигментом является гематит, то песчаники имеют розовый , красный и малиновый цвет. Примесь гидроксидов железа обычно определяет ржаво-желтую или коричневую окраску пород, примесь хлоритов – зеленый цвет разной интенсивности. Типичные цвета баденских песчаников - светло-серый, желтый, красный, зеленый, бременских- светло-серый, радомских- белый, серый, желтовато-серый, коричневый.
Шокшинский кварцито-
песчаник- это очень однородная мелкозернистая прочная кварцевая порода темно-малиновой, красной , красно-коричневой окраски. Камень прекрасно принимает и долго  сохраняет полировку. Неповторимые декоративные свойства и высокая прочность  придают этому камню особую ценность и широкую известность. Шокшиский кварцит встречается в оформлении фриза над южным фасадом Инженерного замка, пьедестала памятника Николаю Первому на Исаакиевской площади, колонн мавзолея Ленина в Москве.
  Горшечный камень является плотным тонкозернистым талько-хлоритовым сланцем. Слоистость в нем выражена слабо. Окраска очень равномерная, но разная - зелено-серая, темно зеленая, кремово-желтая. Камень легко поддается резцу, но хрупок, не трещиноват, поэтому очень удобен для  выполнения барельефов и  других резных архитектурных украшений. Этот камень привозился из Норвегии, Швеции, Финляндии, Карелии. Его месторождения есть и на Урале.
  Габбро имеет темно-серый, черно-серый  цвет, который после полировки становится глубоко черным. Строение габбро обычно равномерно зернистое. Камень сложен черными зернами и удлиненными зелено-черными кристаллами магнезиально-железистого пироксена и выделениями серо-черного плагиоклаза, кое-где в габбро привлекают внимание полуметаллическим блеском зерна черного оксида железа- магнетита. Зернистость камня видна только в зеркально отполированных плитах, например в облицовке цокольного этажа дома 35 по Большой Морской улице. Также габбро использовался для мощения в виде брусчатки.
  Лабрадорит представляет собой особую разновидность габбро. Она почти целиком состоит из плагиоклаза- лабрадора, в незначительном количестве ( до 10-15 %) в ней присутствуют зелено-черные кристаллы пироксена и другие минералы. Камень серо-черный, крупнозернистого сложения, на выветренной поверхности и сколах чуть коричневатый. Полированные, зеркальные плиты имеют ровный цвет с радужными, словно павлиньими глазками, вспыхивающими сине-зелеными  яркими переливами, то в одном, то в другом месте камня. Каждый «павлиний глазок» - это один кристалл лабрадора в том удачном сечении и развороте относительно падающего света и глаза наблюдателя, при котором в кристалле происходит явление интерференции света. Так что вспыхивают не все кристаллы, а те, что загораются,  бросаются в глаза разновременно; в результате камень привлекает великолепной игрой цвета.
  Лабрадор - это один из полевых шпатов, очень распространенных в природе минералов. Они входят как главные составные части и в граниты, и в гнейсы, и в песчаники, и в другие горные породы, но свойством радужно переливаться обладает почти только лабрадор. Объяснить это пытаются тем, что кристаллы полевого шпата не гомогенные (цельные), а состоят из мозаики по-особому ориентированных друг относительно друга микроскопических  пластинчатых кристаллитов. Внешне это незаметно, но проявляется  в идущем как бы изнутри зеленом и синем свечением лабрадора. Таким камнем облицованы колонны здания, занимающий целый квартал по Вознесенскому проспекту  от Садовой улицы до набережной Фонтанки.
  Серпентинит, или змеевик,- непрочный, плохо принимающий полировку камень. Он используется во внешней облицовке зданий крайне редко, а для других целей - в совершенно особых случаях. Так, из него сделаны мемориальные плиты, посвященные героям Гангута и Гренгама, которые укреплены на стенах Пантелеймоновской церкви. Этот камень ошибочно называется еще «левантийским мрамором» по городу Леванто в Италии, где он добывался. Аналогичен по своей природе так называемый «калабрийский мрамор» (из Калабрии). На самом деле это не известковые, как мрамор, а силикатные горные породы. Они сложены сплошной коричневой или зеленой  массой гидросиликата магния и железа – серпентина, рассеченными белыми  ветвящимися жилками магнезита.
  Таковы особенности окраски, строения и состава  главных, наиболее типичных для архитектуры  Санкт-Петербурга  разновидностей природного декоративного камня, использованного во внешней отделке зданий, а также в городских монументах и скульптуре.
  Прогуливаясь по историческому центру города любой желающий сможет не только полюбоваться безупречностью архитектурных ансамблей, но и получить представление о красоте и неповторимости натуральных природных камней,  украшающих  город Петра.

 

Вся информация, размещенная на сайте, не является публичной офертой и носит исключительно справочный характер.

 

 

© 2007-2015 ООО ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ.
Все права защищены

ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ

г. Санкт-Петербург, Промзона Парнас,
1-й Верхний пер., д. 12 Б,   пр. Энгельса, д. 163 А